Audi RS3

Свои претензии на кусочек пирога мирового автопрома под названием Сегмент C (по европейской классификации) компания Audi AG предъявила несколько позже своего, пожалуй, главного визави в подразделениях автомобилей класса «люкс», в частности, в нише премиум-компактов, концерна BMW AG. Если первый «маленький баварец» BMW 1 E87 увидел свет в осеннем Париже 1994 года, то Ингольштадт заявил о своих правах двумя годами позже показом трёхдверного хэтчбека Audi A3 во Франкфурте в сентябре 1996-го.

Так вышло, что и « суперзаряженный» Audi RS3 Sportback, пятидверный хэтчбек с четырьмя кольцами на радиаторной решётке, представленный публике в марте 2011 года, чуть поотстал от выпускника подразделения BMW M GmbH из Мюнхена BMW 1M Coupé (E82). Суперзаряженный потому, что по сложившейся уже традиции Ингольштадт предлагает сначала более производительную, спортивную, версию своей модели, которая входит в S-линейку моделей компании. Но зато первый «горячий» хэтч-компакт Audi S3 8L порадовал рейсеров ещё в 1999 году и к появлению первой модели группы RS (RennSport — гонки, спорт) в сегменте C имел уже с 2006 года преемника в лице Audi S3 8P, на площадке которого и был построен Audi RS3. И хоть традиционно подразделение quattro GmbH, являющееся дочерним предприятием Audi AG, производит модели корпоративной серии RS в Неккарзульме, для RS-третьей и купе Audi TT RS сделано исключение: они обе выпускаются в Венгрии, в городе Дьор, причём, там же собирают и моторы, и коробки передач.

Audi RS3

…Две дамы, одна — молодая, другая постарше, мило беседуя, подходят к огненно-красной машине с шильдиками RS3. Женщина постарше занимает место водителя, её спутница — соседнее, автомобиль рвёт с места — и несётся по городу как ветер под визг тормозов в виражах. Как и следовало ожидать, вскоре нарушителей настигает полисмен на мощном мотоцикле, вглядывается в лицо пилота… отдаёт честь и беспрепятственно предлагает даме следовать далее. Кто же это? Член Кабинета, а быть может, сам Премьер? — Ничуть не бывало! За рулём скоростного хэтчбека Мишель Мутон, легендарная француженка, самая известная женщина-гонщик, единственная победительница этапов Чемпионата мира по ралли 1982 года и серебряный призёр в общем зачёте, добывшая награды на мощном полноприводном Audi Quattro Sport. Что компания хотела продемонстрировать этим роликом, в котором кадры с легендарным гоночным болидом прошлых лет переплетены с изображением несущегося спорткара нынешнего? Возможности и преимущества своей модели RS3 Sportback? Безусловно. Но ещё и преемственность поколений, вероятно. И машин, и людей.

Что же может предложить поклонникам зажигательного драйва Audi RS3 сегодня? В моторном отсеке спереди машины разместился рядный пятицилиндровый двигатель TFSI рабочим объёмом 2480 куб.см. В диапазоне оборотов от 5400 до 6500 такой мотор развивает 340 л.с. мощности, а уже с 1600 об/мин доступен пиковый крутящий момент 450 Нм, который может оставаться неизменным до 5300 оборотов. Дебютировавший в 2009 году на модели Audi TT RS, такой же двигатель международным жюри, состоявшим из 71 журналиста околоавтомобильной тематики, был признан лучшим и удостоен звания «Двигатель года» в группе агрегатов от 2,0 до 2,5 литров.

Отличающийся весьма скромными габаритами (длина 494 мм) и массой (193 кг), мотор спортбека прекрасно вписывается в конструктивную схему кузова с поперечной компоновкой силовой установки и способствует созданию оптимальной развесовки по осям и облегчению массы машины в целом, что в конечном счёте позитивно сказывается на управляемости и динамике. Снижение массы мотора стало возможным благодаря применению в конструкции материалов повышенной прочности (в частности, особопрочный чугун в блоке цилиндров, чугун с добавкой пластинчатого графита в поддоне картера), а также деталей с продуманной, более рациональной, геометрией, что позволило уменьшить количественное содержание в них материалов без изменения их прочностных характеристик. Эффективность мотора RS-третьей основывается на технологии прямого впрыска топлива FSI, помноженной на производительность турбины (при максимальном давлении 1,2 бар возможна прокачка 335 литров в секунду), что позволило топовой R8, которая оснащена двигателем, созданным по технологии TFSI, стать победительницей пяти финальных гонок «24 часа Ле-Мана».

А хот-хетч Audi с 2,5-литровым мотором демонстрирует весьма незаурядные спринтерские способности: для набора скорости 100 км/час опытному пилоту понадобится всего 4,6 секунд — показатель, претендующий на звание лучшего в классе, а максимальная скорость ограничена отметкой 250 км/час, кстати, без возможности корректирования.

Построен Audi RS3 Sportback на основе Volkswagen PQ35 Platform, поистине унифицированной платформе, послужившей строительной площадкой для нескольких горячих back’ов концерна: «Фольксваген-Гольф GTI», «Фольксваген-Сирокко», «Шкода-Октавия RS», «СЕАТ-Леон FR», «СЕАТ-Леон Купра», «Фольксваген-Гольф R». Шасси RS-третьей, в отличие от предшествующей «эски», предлагавшей на выбор несколько вариантов подвески кузова, не может похвастать широким диапазоном предложений: собственно, предложение одно — знакомые по моделям А3 стойка McPherson в передней подвеске и четырёхрычажка на алюминиевом подрамнике в задней. Но, как и следовало ожидать, с уменьшенным на 25 мм клиренсом, плюс изменёнными настройками амортизаторов и калибровкой пружин, что делает их менее благосклонными к седокам, зато более приспособленными к активному драйву.

Экстерьеры двух моделей, предшествующей и наследующей, схожи, однако зрительно облик «суперспортсмена» Ауди ещё агрессивнее, злее S-третьей за счёт, быть может, более приземлённого кузова, придающего сходство с приготовившимся к атаке хищником, сильнее выраженных сопел чернеющих воздухозаборников в серебристо-титановой окантовке, да внушительных размеров стильных колёсных дисков в низкопрофильной резине. Но близкое родство всё же угадывается по глазам-фарам головного света и зияющему чёрному окну за фальшрадиаторной решёткой «single frame», ставшей уже визитной карточкой машин из Ингольштадта. Вальтер де Сильва, создатель этой самой визитки, говорил в своё время, что именно решётка — лицо автомобиля. Кстати, фрагментарно сама решётка разделена на три части, каждая из которых имеет своё целевое назначение. По признанию самого маэстро, верхняя часть — декоративная, и там прекрасно разместились знаменитые кольца, — отличительный знак Audi. Срединная полоса — место для крепления номерного знака, нижняя же часть предназначена для забора воздуха, охлаждающего радиатор. Впрочем, оформление решёток двух моделей не совсем одинаково: вместо сравнительно крупных секций, ограниченных прутьями решётки с вертикальным акцентом, присущих моделям S-линейки компании, этот элемент экстерьера RS-третьей выполнен в виде мелких ячеек, похожих на вытянувшиеся пчелиные соты.

Подобное стилистическое решение присуще и большим воздухозаборникам в нижних углах переднего бампера, каждый из которых несёт свою функциональную нагрузку. Левый воздуховод обеспечивает охлаждение коробки передач, правый — отвечает за нормальный теплообмен дополнительного радиатора системы охлаждения, необходимого для поддержания оптимального термобаланса форсированного двигателя с удельной литровой мощностью 137 л.с., «снимаемых» с литра рабочего объёма. Для оптимизации воздухотока и нормальной работы агрегатов, обеспечивающих динамику машины, разработчики «эрэски» решили даже отказаться от противотуманок в воздухозаборниках: всё принесено к алтарю «горячего» драйва.

К «горячему» драйву, кроме мощного мотора, приглашает и скорострельная семиступенчатая роботизированная коробка S tronic с двумя сцеплениями, опробованная на «родственном» купе Audi TT RS, перекочевавшая под капот хот-хетча и «прикрученная» к его 340-сильному TFSI. Коробка работает в режимах Drive или Sport, хотя возможна и работа в ручном режиме посредством подрулевых лепестков или рычага селектора КПП. Не последняя роль в таинстве превращения тепловой энергии в энергию движения отведена полноприводной фирменной трансмиссии quattro. Как принято для всех моделей, возведенных на короткоплатформенной «гольфовской» площадке, система полного привода комплектуется межосевой электронноуправляемой муфтой Haldex четвертого поколения, конструктивно усиленной, дабы избежать крошева «внутренностей» при переработке 450 ньютон-метров крутящего момента. Кстати, такая муфта может обеспечить передачу гораздо большего момента и устанавливается даже на Bugatti — самом быстром серийном автомобиле. Haldex обеспечивает передачу тяги между передней и задней осями в соотношении соответственно от 100/1 до 50/50, однако в случае полной потери сцепления с дорожным покрытием колёс передней оси до 100% момента может быть переброшено на заднюю ось. И никаких межколёсных блокируемых дифференциалов — сигналы датчиков обрабатывает, всё решает и отдаёт команду на подтормаживание буксующих колёс для переброски тяги в нужное место электроника.

Рулевое управление оборудовано электроусилителем, с внятной обратной связью. Для борьбы с недостаточной поворачиваемостью, свойственной мощным Ауди, инженеры компании пошли на маленькую хитрость: вместо того, чтобы устанавливать колёса с более широким протектором на задней оси автомобиля, как принято на многих спорткарах (и не только), было решено поступить наоборот и поставить широкие (235 мм) «катки» спереди, а шины поуже (225 мм) — сзади. Хотя опционно возможна установка на передней оси колёс с ещё более широким (255 мм) протектором.

Тормоза RS-третьей и купе TT RS идентичны — передние 370-миллиметровые вентилируемые перфорированные диски составные. Ступица изготовлена из алюминия, само тело, его рабочая часть — чугун. Тормозной момент обеспечивается четырёхпоршневыми механизмами. Сзади немного проще — вентилируемые диски диаметром 310 мм с обычными суппортами.

Салон автомобиля — ингольштадтская функциональность и рациональность. Ничего лишнего, всё на месте, до всего без особых усилий дотягивается рука. Ничто не раздражает и не отвлекает внимания, интерьер выполнен в уместных для спортивной машины чёрно-серых тонах. Классика! Чтобы глаз не замылился однотонностью, тёмные цвета разбавлены окном цветного дисплея на центральной консоли, алюминиевыми вставками на педалях, торпедо, набалдашнике рычага селектора и приплюснутой снизу баранке, видно, упавшей при сборке на бетонный пол, да так и прикрученной к рулевой колонке. Кстати, видно, такие же «неумехи» собирали и Audi TT RS — там руль точно такой же. А если заказать опционно отделку такой баранки замшей — можно получить довольно стильный руль, прекрасно сочетающийся с фактурой пластика салона и кресел, которые уже в стандартной комплектации предлагаются с развитой боковой поддержкой и обитые кожей. А за доплату можно получить и чисто спортивные — глубокие «сложенные ладошки», обтянутые кожей с красной нитью прострочки (опционный пакет Audi Individual), надёжно удерживающие седоков в виражах. Отделанные пластиком с лаком в цвет кузова спинки таких кресел вкупе с алюминиевыми вставками и шильдиками, свидетельствующими о принадлежности к ингольштадтской RS-касте, создают свой спортивный антураж и изначально настраивают пилота на активный драйв.

Другие модели марки Audi
Audi TTS
Audi TTS
Audi RS Q3
Audi RS Q3
Audi RS7
Audi RS7
Audi NSU Ro 80
Audi SQ5
Audi V8
Audi V8