Audi 90

Сегодня компания Audi AG вполне комфортно себя чувствует в сегменте автомобилей премиум-класса мирового автопрома, но так было, конечно, не всегда. Успеху предшествовал трудный путь поисков верного выбора стратегических и тактических направлений развития. После того, как в 1964 году Auto Union ввиду своего неблагополучного финансового положения вошёл в состав Volkswagen, было принято решение о выпуске всех автомобилей концерна под маркой Audi. Знаменитая эмблема с кольцами также имеет свою историю. После объединения по настоянию муниципального банка земли Саксония четырёх автопроизводителей в составе одного концерна, появилась и соответствующая эмблема, символизирующая их неразрывную связь.

Впрочем, каждый производитель четвёрки выпускал, как и прежде, свою продукцию под своим собственным именем и со своей эмблемой. Логотипом же со сплетёнными кольцами отличались лишь спортивные машины команды Auto Union Rennabteilung, добивавшиеся, кстати, весьма впечатляющих результатов на гоночных трассах, составляя достойную конкуренцию мощной в то время команде Daimler-Benz AG. Но после поглощения некогда могучего концерна Auto Union AG Volkswagen’ом марка Audi получила и логотип в форме четырёх сплетённых колец, и славное спортивное наследие, нашедшее своё продолжение в легендарной гоночной Audi Quattro и в гражданской представительнице концепции «Grand Tourismo» Audi 90 Quattro 80-х годов двадцатого века.

Audi 90

Вообще, Audi, входившая прежде наряду с другими тремя материнскими компаниями DKW, Horch и Wanderer в концерн Auto Union AG, производила, как и Wanderer, автомобили среднего класса, однако более дорогие и спортивной направленности, предоставив люкс-сегмент компании Horch. А более доступные машины с малосильными двухтактными моторами и мотоциклы оставались, как и прежде, в епархии DKW. Именно модель этой компании DKW F102 с новым несущим кузовом стала базовой для создания целого семейства автомобилей с четырьмя сплетёнными кольцами на радиаторной решётке. Выпуск серии моделей с индексом F 103 начался в 1965 году, и первый автомобиль этой линейки изначально назывался просто Audi, а уже несколько позже название приобрело определённую функциональность, указывая на примерную мощность двигателя в лошадиных силах — Audi 72. Годом позже с появлением более мощных и спортивных образцов Audi 80 и Audi Super 90 появился модельный ряд, который в 1968 году получил последнего участника, самую скромную свою модель Audi 60, а ещё год спустя Audi 72 и Audi 80 были заменены новой Audi 75.

В противовес базовой DKW F102, оснащавшейся двухтактными трёхцилиндровыми моторами, модели серии F 103 получили в моторный отсек четырёхтактные двигатели с водяным охлаждением, более мощные и с более «благородным» выхлопом, разработанные общими усилиями Daimler-Benz и Volkswagen. Моторы совместной разработки отличались довольно высокой степенью сжатия (Audi 72 —11,2:1; Audi Super 90 — 10,6:1), находившейся по этому показателю между бензиновыми и дизельными агрегатами, что и предопределило их название Mitteldrukmotor — мотор среднего давления.

Восьмидесятисильный Audi 80 обладал в то время разгонной динамикой до 100 км/час — 14 секунд, максимальная скорость достигала 152 км/час. Самая мощная модель линейки Audi Super 90 с двигателем мощностью 90 PS (нем. pferdestarke – PS. 1 PS ≈ 0,986 л.с.) разгонялась до «сотни» за 12,2 секунд, а при наборе максимально возможной скорости стрелка спидометра указывала на отметку 163 км/час.

И хоть нынче принято разделять Audi 80 и Audi Super 90, входившие в серию F 103, с моделями Audi 80/90, выпуск которых был начат после 1973 года и которые считаются начальной генерацией восьмидесятой серии, та конструктивная связка переднеприводной трансмиссии с четырёхтактным четырёхцилиндровым мотором, берущая начало в 60-х годах ушедшего столетия, послужила основой для постройки последующих Volkswagen Passat и Audi 80/90 после приобретения Вольфсбургом пакета Auto Union. К слову, использование платформы DKW F102, рассчитанной на установку трёхцилиндрового мотора, несмотря на увеличенный вследствие доработки моторный отсек, послужило причиной переноса радиатора системы охлаждения силовой установки из передней части моторного отсека в боковой отсек, по левую от двигателя сторону. Подобная конструктивная схема встречается и в других последующих моделях компании.

Как и прочие автомобили серии F 103, Audi 80/Super 90 имели в трансмиссии 4-ступенчатую механическую КПП; подвеска кузова, спереди независимая, сзади — зависимая, осуществлялась посредством торсионных пружинных элементов. Тормозная система комплектовалась дисковыми тормозами спереди (в то время редкость для машин среднего класса), сзади — привычными барабанными.

Производство машин серии Audi F 103 продолжалось до 1972 года, вплоть до выпуска моделей следующей генерации — Audi 80 на платформе VW Group B1, заменивших в своём лице всё ингольштадтское «сто третье» семейство (впрочем, в то время компания называлась Audi NSU Auto Union AG с штаб-квартирой в Некарсульме).

Представленный на мартовском 1973 года автосалоне в Женеве новый представитель среднего класса был выполнен в кузове Typ 80 типа седан в двух- или четырёхдверном вариантах, или пятидверный универсал. Автомобиль разрабатывался конструкторским отделом под руководством Людвига Крауса, предшественником на этом посту Фердинанда Пиеха (Ferdinand Piëch), подчиняясь появившемуся в 1971 году рекламному слогану компании «Превосходство высоких технологий». В результате получилась довольно удачная модель со многими техническими нюансами — двигателем с верхним расположением распределительного вала или уверенным поведением машины в вираже, что, в свою очередь, сказалось и на объёмах продаж — за всё время производства до 1978 года было выпущено свыше миллиона автомобилей Audi 80 B1.

Но уже в 1978 году основой для постройки Audi 80 стала новая платформа Volkswagen B2 (Type 81). Дизайн новой модели с самого начала разработки рисовал Клаус Люте, карандашу которого принадлежат эскизы, легшие в основу облика весьма успешной Audi 50, но после ухода Люте в команду BMW работу пришлось заканчивать Джорджетто Джуджаро. Итальянский мастер создал довольно успешный образ автомобиля, по размерам заметно бо́льший предшественника и более импозантный, что давало возможность VW Group расширять своё присутствие в сегменте дорогих автомобилей, для реальной конкуренции с Mersedes и BMW позиционируя Audi как игрока премиум-класса. Для реализации в Европе модель предлагалась с идексом «80», потребитель же североамериканского континента приобретал новинку из Германии под именем Audi 4000/4000S. В Соединённые Штаты вследствие более жёстких в сравнении с европейскими норм содержания вредных веществ в выхлопных газах поставлялась модель в комплектации Audi 80 CD, полностью отвечающей требованиям американских законов, однако в Европе модель «восьмидесятой» серии реализовалась в стандартном исполнении. Вместе с тем, в 1984 году назрела необходимость выпуска модели Audi 90, более мощной и богатой версии Audi 80, которую можно было предложить клиентам посолиднее: вместе с Audi 90 предлагались два рядных пятицилиндровых бензиновых двигателя объёмом 2,2 литра мощностью 115 и 136 л.с. и рядная дизельная «четвёрка» с нагнетателем, развивающая 75 л.с. мощности. Кроме того, наряду с переднеприводной комплектацией (Typ 81) был доступен выбор модели с полным приводом quattro (Typ 85), стеклоподъёмники с электроприводом, стеклоочистители на фарах головного света, встроенный люк в крыше, кондиционер и круиз-контроль, а в качестве опции за 3725 DM можно было заказать установку ABS.

После фейслифтинга 1984 года Audi 80/90 B2 получила изменённые бамперы, крышку багажника, передние фары и задние фонари, схожие с моделью Audi 100 Type 44; салон отличали новое торпедо, подрулевое управление и рулевое колесо, а блок предохранителей переместился в моторный отсек. Вместе с тем, «девяностую» от «восьмидесятой» снаружи визуально несложно было отличить по передней оптике: оранжевые поворотники перекочевали с блок-фар головного света на передний бампер, составив компанию противотуманкам.

Самая мощная версия Audi 90 B2 Typ 81 с 2,2-литровым бензиновым мотором R5, развивающим пиковые 136 л.с. мощности, достигала максимальной скорости 200 км/час, а скоростной рубеж 100 км/час преодолевался уже через 8,6 секунд. Дизельная модификация с 1,6-литровым четырёхцилиндровым TD, отличавшаяся бо́льшей экономичностью, была, вместе с тем, намного менее мощной и менее проворной: 100 км/час — за 14,4 сек, «максималка» — 160 км/час.

Производство среднеразмерных Audi на общей с Volkswagen платформе B2 продолжался до 1986 года, за восемь лет выпуска было реализовано 1405506 экземпляров Audi 80 и 105593 штук её более оснащённой и дорогой версии Audi 90.

Но уже осенью 1986 года компания Audi AG, получившая 1 января 1985 года новое имя (прежде, как известно, она имела название Audi NSU Auto Union AG) и переехавшая в Ингольштадт, представляет третье поколение серии Audi 80, построенное на новой площадке B3. Причём, теперь это не была общая с Volkswagen Group платформа: если прежде Вольфсбург заимствовал для постройки своих машин разработки Audi, то новый того времени Passat был построен исключительно на собственной площадке VW B3. Стараниями Фердинанда Пиеха новая среднеразмерная Audi получила полностью оцинкованный кузов, что позволило компании давать двенадцатилетнюю гарантию защиты от сквозной коррозии, а карандаш и художественное видение Джея Мейса (одарённого дизайнера, подарившего Ингольштадту также стиль Audi TT) придали этому кузову такую форму, что модель стала сразу же невероятно популярной, опередив по объёмам продаж даже успешный VW Passat.

Верная традиции, компания в мае 1987 года выпустила на рынок новую модель Audi 90, которую вновь позиционировала как более элитный и дорогой вариант серийной Audi 80. Каких-либо серьёзных конструктивных отличий между модификациями не было — разве только «девяностая» оснащалась исключительно пятицилиндровыми бензиновыми моторами и рядной турбодизельной «четвёркой», имела более богатую базовую комплектацию и некоторые визуально-конструктивные отличия. Фары головного света получили лампы дальнего действия взамен поворотных огней, которые, в свою очередь, были встроены в бампер рядом с противотуманками, а задние фонари были выполнены в виде более широкой панели, вместе с номером и номерной рамкой объединённой в одну конструкцию. Решётка радиатора была изготовлена с более мелкой ячейкой. Внешнее оформление получило массу хрома: рамки стёкол, ободки поверху бамперов, полоски бортовых молдингов. Нижняя кромка дверей оборудовалась противопыльными молдингами, эффективно защищавшими пороги от грязи и пыли. Всё семейство Audi 90 окрашивалось вместе с бамперами в цвет кузова краской типа «металлик».

Установка более мощных пятицилиндровых моторов повлекла за собой и оборудование моделей усиленными тормозами (в базовом оснащении передние и задние тормозные механизмы — дисковые, передние — вентилируемые), усиление определённых деталей подвески, а вследствие более значительных габаритов силовой установки радиатор системы охлаждения, как и в более ранних моделях Audi, пришлось перенести в левую часть моторного отсека.

Самая мощная модификация Audi 90 с 2,3-литровым 20-клапанным бензиновым мотором (7A) мощностью 170 л.с. (167 л.с. после модернизации) развивала предельную скорость 220 км/час при разгонной динамике 0 — 100 км/час за 8,6 сек. В то время как наименее мощная 1,6-литровая 76-сильная турбодизельная модель достигала скорости 100 км/час за 14,6 секунд и разгонялась до 174 км/час.

При покупке Audi 90 B3 в стандартной комплектации клиент получал велюровый салон, зеркала с электроприводом и подогревом, систему пассивной безопасности Procon-ten , а опционно можно было выбрать ABS, бортовой компьютер, кондиционер, климат-контроль, люк и стеклоподъёмники с электроприводом, электрокорректор фар, подогрев сидений и кожаный салон.

Модификация Audi 90 quattro оснащалась фирменной полноприводной трансмиссией с самоблокирующимся межосевым дифференциалом Torsen и задним межколёсным дифференциалом, блокируемым электроникой при скоростях менее 25 км/час.

С 1987 по 1991 годы было реализовано 184907 экземпляров Audi 90 B3, а после 1991 года было принято решение об упразднении наименования Audi 90, и все модели в Европе стали выпускаться под названием Audi 80.

Другие модели марки Audi
Audi TTS
Audi TTS
Audi RS Q3
Audi RS Q3
Audi RS7
Audi RS7
Audi NSU Ro 80
Audi SQ5
Audi V8
Audi V8