Тот, кто немного знаком с автомобилестроением, наверняка знает и такого, более чем легендарного, производителя настоящих, дорогих и роскошных, спортивных автомобилей, как Aston Martin. Эта английская компания, работающая, на данное время, под эгидой знаменитого американского концерна Ford Motor Company, все же, добилась просто оглушительно успеха, хотя на ее пути, как и у всех других, было множество взлетов и падений.

Лайонел Мартин и холм Aston Clinton

История марки началась более сотни лет назад, когда один из жителей лондонского предместья, с виду совершенно ничем не отличающийся от остальных, заинтересовался автоспортом, да и вообще, автомобилями в целом, вполне справедливо полагая, что в скором времени, они станут самым популярным видом транспорта. Звали молодого человека Лайонел Мартин, он с головой отдался увлечению и уже к 1913 году, достиг своего первого серьезного результата – выиграл традиционную гонку, в местности, называемой Aston Clinton. Это было чрезвычайно важное достижение в судьбе не только самого Мартина, но, как оказалось, впоследствии, и для автомобилестроения в целом.

Aston Martin DB4

Вдохновленный такой победой, Лайонел Мартин решил навсегда связать свою жизнь с автомобилями. Большими финансовыми возможностями, к огромному сожалению, состояние Мартина, вовсе не отличалась, потому он решил открыть дилерскую сеть по продаже автомобилей Singer. Именно на модели этого производителя, под названием Singer 10, он и преодолел тот самый холм Aston Clinton. Дела пошли достаточно хорошо, и увлекающийся молодой человек, пригласил присоединиться к нему своего давнего приятеля, по имени Роберт Бамфорд, который полностью разделял все пристрастия.

Имея единомышленника, уже было гораздо легче заниматься любимым делом, и ребята упорно трудились, пытаясь перевести свое увлечение, в профессиональную деятельность, однако автомобилестроение начала двадцатого века, было делом чрезмерно затратным, так как запасные части нельзя было купить в магазине, а платформу аккуратно «скопировать» у конкурентов. Да и вовсе не об этом, мечтали два честолюбивых приятеля, они желали строить собственные автомобили, а вовсе не продавать чужие.

Снять ателье, то есть, фактически организовать цех по производству авто, приятелям помог еще один, чрезвычайно знаменитый человек, миллионер, граф Луи Зборовски, который выделили им долговременную ссуду, которую, впрочем, так никогда и не потребовал обратно. Всего лишь за год, Мартин и Бамфорд, сконструировали свой первый, настоящий гоночный автомобиль, который решено было назвать Coal Scuttle. Конечно, это авто не было чисто их собственной разработкой, так как выстроить его ребятам удалось, на шасси знаменитой «легковушки» Isotta Fraschini. Зато, оборудовали автомашину новым, 1.4-литровым силовым агрегатом Coventry-Simples, и это был настоящий успех, официально зарегистрировать авто получилось только в 1915 году.

Забровский, сам инженер, а в прошлом, еще и автогонщик, активно помогал новым автомобилестроителям, не только в плане финансов, но также и советами, так как отлично разбирался в технике, и действительно был заинтересован в проекте. Спустя четыре года, ребята собрали и выпустили на соревнования еще один автомобиль, который уже и получил имя Aston Martin, по имени владельца компании, а также по названию местности, из которой он впервые вышел настоящим, безусловным победителем. Еще через год, на счету совсем молодой компании уже было четыре машины, который вполне успешно участвовали в различных гонках и соревнованиях, например, на Гран-При, проводимой во Франции. Причем, будто по мановению волшебной палочки, модели компании Aston Martin, одна за другой, легко били мировые рекорды (включая десять подряд, на трассе Бруклина, в заезде на 16 часов)

Инженер Вильям Ренуик

Однако, как оказалось, счастье и успех – вещи не стойкие и зыбкие, так случилось и с Aston Martin. Фактически, не имея собственных средств, компания существовала за счет финансовой поддержки графа Забровски, но в 1924 году, случилось никем непредвиденное событие – участвуя в гонках при Монце, граф разбился насмерть, оставив собственную семью без кормильца, а фирму Aston Martin, без финансирования. Компанию пришлось срочно продавать, чтобы она просто ушла с молотка за долги. У гениального инженера Вильяма Ренуика, к счастью, хватило денег выкупить компанию, так как цена, на то время, составила, всего-ничего, шесть тысяч фунтов стерлингов. Несмотря на то, что Ренуик вовсе не собирался перепрофилировать, или закрыть компанию, Лайонел Мартин, расстроился и ушел из компании, оставив после себя четыре оригинальных автомобиля и громкое имя Aston Martin, отлично известное до наших дней.

Aston Martin

Как уж повелось, Ренуик также пригласил в компанию друга, итальянца, по имени Аугусту Чезаре Бертелли, который и помог ему выстроить совершенно новый автомобиль, оснащенный оригинальным «движком», объемом в 1.5 литра и имеющим верхний распредвал. Именно с этим мотором выпускались, впоследствии, все авто Aston Martin, вплоть до 36 года, прошлого века. В 1926 году, владелец компании перенес производство Aston Martin Motors, в более подходящее для этого, помещение, находящееся по адресу Виктория Роуд, город Фелтам, что в графстве Мидлсек. Спустя четыре года, компания выпустила новую модель автомобиля, которая уже предлагалась в двух основных модификациях: гоночная версия, участвующая в соревнованиях, а также и дорожный вариант автомобиля, предлагаемый автолюбителям. Называлась автомашина Aston Martin International, и настоящие ценители, несомненно, помнят ее круглые фары, будто глаза краба, на тонких стойках, а также удивительные, большое колеса, с множеством тонких спиц.

В соревнованиях, от компании, участвовал обычно сам Бертелли, а также его надежный друг и компаньон, по имени Пэт Дрисколл, а в 1932 году, товарищам удалось даже выиграть традиционный кубок гонок Ле Мана. Однако Ренуик, все-таки, решил продать компанию, так как работать себе в убыток, выпуская исключительно эксклюзивные авто для гонок, он не имел возможности, а заняться производством, окончательно «приземленной» автопродукции, был вовсе не готов. Aston Martin Motors перешла в руки еще одного аристократа, сэра Артура Сазерлэнда, а также его отпрыска, Гордона, который и знался делами приобретенного производства.

Под его руководством, которое оказалось довольно разумным, фирма снова получила несколько престижных наград, например, выиграла гонки 24 Heures du Mans. Причем, на протяжении 34-36 годов прошлого века, модель Aston Martin Ulster, стабильно выигрывала все заезды. К 1936 году, компания выпустила новую модель, с настоящим, «говорящим» названием, Speed, однако больших достижений на ней, произведено не было, хотя получилась она довольно удачной. Главным инженером Aston Martin того времени, был отличный специалист, по имени Клод Хилл, именно он, в 1939 году, представил миру свою новейшую разработку, модель, названную им Aston Martin Atom. Автовыставка в Лондоне 1940 года, просто «взорвалась» – так бурно отреагировали на появление этой модели. Однако давно звеневшая в воздухе Вторая Мировая, внесла свои правки в планы компании Aston Martin, но и всего автомобилестроения, да и не только. Работы были приостановлены на неопределенный срок.

Эра DB, в компании Aston Martin

В 1947 году, компанию, дела которой, за время войны, значительно ухудшились, выкупил Дэвид Браун. Стоимость компании на то время была назначена, всего в 20 тысяч английских фунтов. Именно с той поры и началась, в истории копании, эра DB (по первых буквах имени владельца). Браун сделал умный ход и выкупил еще одну компанию, под названием Lagonda, в результате чего, получил возможность устанавливать на Aston Martin их «движки». Первая машина серии DB, была представлена уже в 48 году, она была выстроена на платформе довоенного Atom и оснащалась силовым агрегатом Lagonda.

С тех пор история развивалась стремительно. В пятидесятых годах прошлого века, Aston Martin представил миру множество автомобилей, серии DB. Например, в 50 году прошлого века вышел DB-2, с 105-сильным, 2.6-литровым мотором, а в 53, автомобиль DB-3S получил 200-сильный силовой агрегат. Последний вариант выпускался вплоть до 1956 года. В 59 году, на мировые автодороги был выпущен новый DB4, с двигателем, объем 3.7 литра, он уже был шестицилиндровым и сделан из алюминия. Этот мощный двигатель был разработкой знаменитого Тадека Марека и мог развивать до 240 лошадиных сил. Интересно, что именно такая модель, впервые стала четырехместной (все авто до этого были рассчитаны на двоих), она могла разогнаться до 256 километров час.

Aston Martin Vanquis

Победоносно шагая от достижения, к достижению, и от модели, к модели, в 1960 году, компания произвела на свет также широко известную серию Aston Martin DB-4GT, в кузове Zagato, красивом и обтекаемом. Было собрано всего 19 автомобилей, причем все они, существуют и до наших дней. Мощности двигателей постоянно росли, а кузова приобретали все более современные черты, с каждым днем превращаясь, все более и более, в настоящие спорт-кары, которые и знают по всему миру. Пиком производства, стал DBS Vantage выпускавшийся в конце шестидесятых, оснащенный 5.3-литровым, восьмицилиндровым мотором, способным развить до 450 «лошадок» мощности.

Новая история автомобилей ручной сборки

В самом начале семидесятых, а именно в 1972 году, Дэвид Браун продал компанию. Приобрела Aston Martin английская фирма Company Development Ltd., которая, впрочем, и сама еле «корябалась», пытаясь свести концы с концами. Однако производство продолжало исправно собирать самые дорогие версии автомобилей, спортивные кабриолеты и купе, правда, из названия была окончательно удалена аббревиатура DB. На авто начали ставить коробки переключения передач американского производства, а сами машины, не утратили ни внешнего лоска, ни своей мощности, ни динамичных и ходовых качеств. Самой экстраординарной моделью тех лет можно назвать Aston Martin Lagonda, которая была даже у королевского семейства, из Саудовской Аравии.

Восьмидесятые года стали для компании Aston Martin, пожалуй, еще более трудными. Фирму несколько раз подряд перекупали, передавая из рук в руки, то английские, то американские промышленники, и так продолжалось почти семь лет. За это время не было произведено ни одной новой модели, потому, что на разработку, банально, не было ни времени, ни сил, удержаться бы на плаву. Новая модель появилась только в 1988, когда стало совершенно понятно, что политика предыдущих владельцев ничего хорошего компании не сулит.

В конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века, нашлась для компании и настоящая палочка-выручалочка, в лице американского концерна Ford Motor Company, который и обеспечил англичанам достаточные финансовые вливания, чтобы они могли нормально функционировать. Всего за несколько лет, были презентованы миру такие наработки, как новейшие модели DB7 (модификации Dream Choice, Vantage, Virage, и так далее).

Самым главным достижением компании, стал выход на заре тысячелетия, совершенно революционной модели, Aston Martin V12 Vanquish, напичканной электроникой до такой степени, что простому человеку, туда и соваться страшно. Это, конечно же, шутка, однако машина и правда поражает, и не только чрезвычайно привлекательным дизайном, но также и сверхмощным компьютером, с системой голосового управления, и способного обработать до двух миллионов команд в минуту!

Интересно, что при всем своем величии, при всех своих достижениях и наградах, производство Aston Martin, до сегодняшнего дня, представляет собой четыре цеха, на окраине городка Ньюпорт-Пэгнел, в котором все и начиналось. Все автомобили этой легендарной марки собираются вручную, и под капотом, можно найти специальное клеймо, в котором указанно имя того, чьи руки и собирали автомобиль. То есть, двух одинаковых автомобилей Aston Martin, совершенно идентичных, найти вам не удастся, как не старайся.