Итальянская марка Alfa Romeo прославилась своими спортивными автомобилями. Их сейчас можно увидеть на автотрассах всего мира. А началась ее история с филиала французского предприятия в Неаполе, созданного французом Александром Дарраком с итальянскими инвесторами для выпуска автомобилей. Одно созданное авто имело одноцилиндровый двигатель с 8 и 10 л.с., а второе – двухцилиндровый с 14 л.с. Продажи наладились, филиал стал именоваться Societa Anonima Italiana Darracq (или SAID). Один из инвесторов Уго Стелла в 1909 году стал ее председателем.


Но к концу года реализация машин снизилась. Уго в 1910 году реорганизует предприятие, называет Anonima Lombarda Fabbrica Automobili или коротко A.L.F.A и перемещает производство в Портелло под Миланом. Герб этого города послужил основой для создания логотипа будущего бренда. Он имел рисунок в виде креста красного цвета на белом фоне и на голубом – извивающуюся змею. Круговая надпись ALFA — MILANO была расположена на синем фоне. После покупки предприятия Николой Ромео надпись приобретает вид ALFA ROMEO-MILANO.

Конструктором автомобилей на заводе в 1910-1926 гг. был Джузеппе Мерози. Первенец 24 HP принимал участие в автогонках, развивая скорость до 100 км/час. Эти рекламные шаги способствовали росту продаж. В начале первой мировой войны предприятие было продано Николе Ромео, который перепрофилировал производство на выпуск востребованных в то время генераторов, компрессоров и двигателей для авиации на основе автомоторов. После войны полученную прибыль Никола направил на покупку железнодорожных заводов в Сароно, Неаполе и Риме, решив не возвращаться к производству автомобилей. Но предприимчивость и бережливость бизнесмена сыграли свою историческую роль – из многочисленных оставшихся автозапчастей было собрано 105 автомобилей Torpedo 20/30 HP, которые были успешно реализованы.

Alfa-Romeo-6C-2300B

Фирма в 1920 году получила новое благозвучное наименование Alfa Romeo. В период экономического спада Ромео удалось получить государственные субсидии и направить их на выпуск спортивных автомобилей. Вершиной гения Мерози стал Alfa Romeo RL, который находился в производстве до 1927 года, было реализовано более 2600 экземпляров. Подающий надежды гонщик Энцо Феррари приводит на фирму конструктора Витторио Яно, который занимает место Мерози. Через несколько месяцев новый 8-цилиндровый двухместный Р2 новоиспеченного конструктора был оценен по достоинству и через два года принес фирме заслуженную победу на чемпионате мира. Созданный на его основе 6C 1500 выходит с эмблемой «NR» в честь Николы Ромео. С 1927 года в ходе диверсификации организован выпуск грузовиков, авиационных и дизельных двигателей.

В 1927 году фирма находится в крайне тяжелом состоянии, вызванном банкротством еще в 1920 году крупнейшего инвестора предприятия – Banca Italiana di Sconto. Никола Ромео в 1928 году уезжает, бросив убыточную компанию. Она через четыре года была спасена от окончательного краха правительством Муссолини. Мощности предприятия загрузили сборкой автомашин с роскошным дизайном от Touring of Milan и Pininfarina, не забыто производство и гоночных машин.

Регулярное участие в автогонках потребовало в 1929 году создание команды гонщиков, ее собрал молодой Энцо Феррари и назвал Scuderia Ferrari. Через четыре года она получает название Alfa Romeo. Авто предприятия становились победителями гонок в Ле-Мане (1931-1934), Тарга-Флорио (1931-1935), а также в Милле Милья (1931-1934, 1936-1937). В 1936 году на гонках ноявились автомобили Мерседес и Ауто Унион с высокими ходовыми качествами, которые подвинули Алфа Ромео с лидирующих позиций. Муссолини был весьма раздражен этим фактом – Витторио Яно покидает предприятие, уходит и Энцо Феррари, начинавший гонщиком и ставший потом менеджером команды. В 1940 году он становится учредителем своей компании Ferrari.

К середине 30-х годов предприятие процветало. После перехода Витторио Яно в фирму Lancia плеяду талантливых конструкторов Алфы в 1938 году пополняет Орацио Сатта Пулига. Через год начинается возведение завода в Помильяно д’Арко, на стадии разработки находится автомобиль 6С 2500. Расширение продаж за рубежом потребовало создание сервисных центров в Венгрии, Австрии. Вторая мировая война нанесла большой урон заводам «Алфа», она три раза подверглась бомбардировкам. Немецким оккупантам пришлось переместить производственные площадки в пещеры Costozza. Интерес немецких властей и настойчивость директора компании Уго Гоббато помогли избежать ликвидации производства и сохранить квалифицированных рабочих. Позже в 1945 году директор был обвинен в пособничестве фашистам и казнен при таинственных обстоятельствах.

Alfa-Romeo-4C

Президентом компании становится Паскуале Гало, которому предстояло перепрофилировать производство, приступить к созданию новых моделей авто и найти рынки сбыта. На шасси 6C 2500 начат выпуск «Золотой стрелы» (Freccia d’Oro) с новым спортивным кузовом аэродинамического типа. Огромный вклад в развитие предприятия был сделан Джузеппе Лураджи, занявший освободившийся пост руководителя и дальновидно рассчитавший дивиденды, которые принесет создание недорогого автомобиля для массового потребителя. Приглашенный в компанию в 50-е годы конструктор Оразио Сатта вскоре создал модель, сочетающую качества семейной и гоночной автомашины – Alfa Romeo Ti и две ее усовершенствованные модификации. Они мчались на скорости 225 км/ч., были экономичны, функциональны и имели доступную цену.

На новом заводе сошла с конвейера модель «Джулия», «одетая» в кузов «кабриолет» (Giulia Sprint GT). В эти годы вновь начинается эпоха блистательных побед на гонках супер-каров фирмы. Серия Giulietta and Giulia имели кузов унитарной конструкции, были оборудованы алюминиевыми мощными моторами и 5-ступенчатой КП, отличались блестящими ходовыми качествами и отличным дизайном. В 1959 году благодаря сотрудничеству с Renault создана Dauphine Alfa Romeo. География производственных мощностей корпорации расширялась – сборка Alfa Romeo 2000 начата в Бразилии и Мексике, Alfa Romeo Giulietta с автофургоном Romeo стали собирать в Южной Африке и Испании.

В это время продолжаются наращиваться производственные мощности и на территории Италии – завод в окрестностях Милана, модернизация и расширение производства в Помильяно д’Арко и комплекс в Арезе. С эмблемы автоконцерна уходит название города Милан, остается только имя Alfa Romeo. Фирма увеличивает объемы – если в 1955 году ежегодный выпуск составлял 6100 экземпляров, то к 1960 году он был доведен уже до 57800 единиц. В 1964 году выделяется самостоятельное отделение Autodelta, которое выпускает спортивные автомобили на основе серийных моделей, а также собирает уникальные модели.

Автомобили производства тех лет (серии Alfetta) были средних ходовых качеств, об участии их в гонках не могло быть и речи. Правительство Италии постаралось быть убедительным и уговорило компанию построить в Неаполе новый завод. Его открытие состоялось в 1971 году моделью Alfasud, снабженной мощным двигателем и неплохой системой boxer engine. Объем ее реализации составил почти 1 млн. экземпляров. Но качество продукции было настолько низкое, что фирма потеряла весь приобретенный в непростых условиях имидж и престижность.

Семидесятые годы для корпорации оказались весьма напряженными. Разразился нефтяной кризис, начинаются стачки под предводительством профсоюзов. Фирма находилась в двойных тисках – между натиском правительства и внутренними проблемами. В этих невероятных условиях конструкторам удалось создавать востребованные модели. В 1977 году появилась новая Giulietta, ее использование в органах правопорядка способствовало росту спроса среди определенных кругов потребителей. Блистательная история Alfa Romeo в категории спортивных гоночных автомобилей не имела себе равных в мире (за исключением Mercedes Benz). Но к 1980 году ее заслуги в гонках стали только историей.

Romeo-Giulietta

В 80-х годах компанию вновь накрывает кризис, из которого ей уже не выбраться без посторонней помощи. Ей не удалось об этом договориться с концерном BMW, а заинтересованность Ford не устроила итальянцев. Альфа Ромео была продана отечественному концерну FIAT. Собственник в 1987 году сливает два предприятия (Альфа Ромео и Лянча) в свое новое подразделение Alfa Lancia SPA. Его первенцем становится седан 164 представительского класса – первый автомобиль Альфы с передним приводом.

На возврат утерянного мирового имиджа и славы ушло почти 15 лет. Этому способствовали новые разработки и отличная маркетинговая компания. Началом триумфального возвращения на мировой рынок являются модели Alfa 33 (оборудованной boxer-engine), 75 и 164 модели с задним приводом и обновленные переднеприводные модели 145, 146 и 155. А последующие модели 156, 166 и 147 закрепили успех фирмы. Все «новобранцы» стали заслугой главного конструктора Вальтера де Сильвы. В 2005 приобретается известная спортивная марка Maserati.

Трижды автоконцерн пытался закрепиться на российском рынке, но первые два представительства постепенно закрывались из-за низкого спроса. Третью компанию Alfa Cento Ltd с 1 октября 2013 года сменила Chrysler Jeep Russia National Sales Company или ЗАО «Крайслер РУС». Перешагнув свой вековой юбилей, корпорация Alfa Romeo вновь на гребне славы. Модели несколько раз получали престижное звание «Лучший автомобиль года». Они гармонично сочетают в себе качество и неповторимый итальянский стиль, а презентации новых разработок на автосалонах неизменно производят фурор. Но Alfa Romeo не почивает на лаврах и продолжает неустанно трудиться в этой нелегкой и изменчивой автомобильной индустрии.